03:38 

Про самодостаточность и self-support 2

its okay
Продолжаем разговор про самодостаточность и self-support. На этот раз куда лучше удалось структурировать свои мысли, чем я очень довольна)

Долго размышляла на тему, пытаясь сформулировать мысль, которую никак не удавалось записать вчера, а вечером решила полистать Перлза ("Гештальт-подход и Свидетель Терапии", совершенно рандомно открывала страницы. И он мне очень помог. Наткнулась у него на упоминание той самой self-support - и в книге понятие переводят как "способность опираться на себя". В этой формулировке, если использовать её вне контекста, таится много опасностей - ведь она совсем не о том, о чем кажется. (И у меня есть догадки, что все это тонкости перевода. Когда я первый раз читала дедушку Фрица, то вообще слабо его понимала.)

Вся соль вот в чем:
Когда я блокирую свои чувства, я опираюсь не на себя, а на свои убеждения. И, как мы знаем, в этих убеждениях очень много стереотипных представлений, семейных установок и прочих иногда очень токсичных идей о себе, окружающем мире и людях.
Вот сразу несколько примеров:
1) Встречаясь с потерей, я сталкиваюсь с убеждением, что слез нужно стыдиться. Тогда я запрещаю себе плакать. И не могу отгоревать потерю - а значит, и отпустить прошлое.
Если я позволяю себе почувствовать всю боль потери, то я могу открыть для себя огромное желание плакать. Опираясь на это огромное желание, я могу опираться на него - и отдаться ему, позволяя себе горевать.
2) Когда кто-то навешивает на меня лишние дела, я блокирую проявления злости, поскольку я убеждена, что хорошие девочки не злятся. И, не испытывая злость, я не могу отстоять свои границы, и переутомляюсь от навешанных задач.
Если я могу себе позволить себе чувствовать злость, то я могу опираться на энергию злости и находить способы, чтобы её выразить и быть услышанной.

Таким образом:
Опираться на себя = опираться на свои чувства.
В настоящих чувствах, если они не блокированы, есть очень много ресурса, чтобы преодолевать сложности и заботиться о себе или обращаться за помощью. Собственно, для того нам чувства и нужны. По-простому - чтобы распознавать свои потребности и удовлетворять их.

Сам Перлз в книге на мой взгляд в создает некое противопоставление "опоры на себя" и "самодостаточности": "Как уже говорилось, опора на себя сильно отличается от самодостаточности. Когда пациент закончит терапию, он не перестанет нуждаться в других людях. Наоборот, он впервые начнет получать реальное удовлетворение от контакта с ними."

Чем больше я размышляю о той самой опоре на себя (на свои чувства), тем больше я думаю, что само понятие "самодостаточность" совершенно неуместно для описания здорового взаимодействия с миром. И, похоже, сама идея о самодостаточности очень невротическая на самом деле.
Чем может быть вызвано желание человека быть независимым от окружающей среды притом, что вокруг масса ресурсов? (При условии, если вокруг не тайга, а человеческое общество, да и хотя бы выход в интернет.) Вопрос хорош уже тем, что в нём кроется половина ответа: если человек стремится к НЕзависимости, значит от окружающей среды он уже зависим. И вот здесь как раз рождается задача терапии - начать опираться на свои чувства и брать из мира желаемое. Ощутить новый опыт власти над своей жизнью - в том, что удовлетворение потребностей на самом деле зависит от меня самой.
И это очень хорошая новость.

@темы: чувства, статьи, самодостаточность, психотерапия, потребности

URL
Комментарии
2015-12-17 в 09:54 

Janosh Falk
меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
У нас в свое время в институте предлагали как один из критериев достаточно адаптированной личности признание своей частичной зависимости от окружающих людей и окружающей среды, принятия ее как объективной данности и умение с ней жить максимально экологично. И тут очень важно что эта "частичная зависимость". Т е качество моей жизни безусловно зависит к примеру от города в котором я живу. От того насколько он чистый или грязный, насколько мне подходят климатические условия, как он устроен в плане транспорта и многих других особенностей. Т е если мне плохо от нехватки солнца и от плохого воздуха я конечно могу бегать в солярий и покупать кислородные баллоны, а могу - уехать в другой, более удобный. И важно что в первом случае я тоже понимаю что это не я такой "самодостаточный" а просто я беру опять из среды то что мне нужно, но другим способом несколько более заковыристым и дорогостоящим. И дальше мне уже надо решать, устраивает ли меня првый или второй вариант в соотношении цена - качество. Я прям явно помню как именно этот пример в свое время помог мне осознать о чем вообще речь вэтой "частичной зависимости" как и что такое для меня "независимость". В ее положительном ключе. Она скорее в том что очень мало что в этой жизни необходимо мне для того чтоб оставаться живым, а все остальное можно так или иначе получить из разных источников и по разной цене. Все остальное не вопрос жизни и смерти, а вопрос качества жизни, что тоже важно, но регулируемо. В эту хе тему мне очень нравится идея из нарративнгго подхода, что даже в плане внуреннего отношения к себе мы не независимы. Что нам нужны люди которые помогают поддерживать в нас ту или иную концепцию себя. Что мы еще как зависим от того что в нас поддерживают другию, какую нашу "историю". Что каждыц челоек зависим от семьи, района, общества, шолы, института, страны. Потому что каждое сообщество имеет свои "истории" которые затрагиают личные истории тех кто к ним присоединяется. И что эти истории еще как влияют на жизнь людей. И игнорирование этой зависимости - тем более. Другое дело что можн сознательно выбирать предпочитаемые истории и искать сообщества которые ее будут поддерживать. Так что даже в вопросе внутреннего пространства я думаю есть зависимость от внешнего. А вообще, ваши посты просто прекрасны. Спасибо вам за них.

2015-12-17 в 11:43 

its okay
Janosh Falk, спасибо за теплый и живой отклик, очень приятно)
И за мысли тоже.
(А разве мы не на "ты"? Или я путаю?)
Мне очень откликается все, что вы пишите, про нарративный подход и выбор историй+сообществ особенно. Очень хочу в ближайший год дойти до какого-нибудь нарративного семинара, а то я пока только от друзей и коллег о нем знаю)
Эта мысль про зависимость от личной истории очень уместна в этой теме и на мой взгляд часто упускается из вида. Спасибо вам за неё.
В контексте беседы о зависимости, кстати, становится очень понятна идея о привилегиях - о том, что пол, образование, класс и многое другое также выстраивают жизнь каждого из нас, и сколько ни говори об ответственности, некоторые установки настолько вшиты в нашу жизнь, что не всегда можно допустить возможность, что может быть по-другому.

URL
     

От сердца к сердцу.

главная