Сэдфишинг (дословно с анг. - охота за грустью) - форма самовыражения в сети, жалобы или шокирующие признания, направленные на получение со стороны читателей сочувствия и поддержки
Часто в разговорах с разными клиентами мы обнаруживаем одно и то же убеждение - что делать нечто, направленное на получение сочувствия и поддержки - стыдно, недостойно, даже унизительно, это значит быть "энергетическим вампиром" или "нытиком". Удивительно, как много уничижительных и стыдящих слов существует, чтобы пристыдить и обвинить человека за выражение негативных чувств!
Если есть стыдящие, значит, на то есть причина. Бывало ли вам непросто с человеком, который жалуется, рассказывает о своей боли? Наверное, каждому из нас бывало. Чаще всего такие рассказы либо напоминают о собственной боли - и становится тяжело - либо затягиваются настолько, что вы теряете силы, но на знаете, как поставить границы, чтобы приостановить откровенность. В ситуации такой беспомощности всегда рождается злость - она нужна как энергия, чтобы себя защитить. Но если злиться на человека, который жалуется стыдно и неловко, то удобнее будет его пристыдить некоторыми "общими" правилами - обсуждать ситуацию не из позиции я-ты, а переходить в позицию общество-ты. Опираясь на "общие правила", легче не чувствовать себя негодяем, который отказался выслушивать друга или приятеля, проще оставаться в образе "хорошего человека, который испытывает праведный гнев".
Подвох в том, что единственный способ получить сочувствие и поддержку - это рассказать о своей боли. Создавая систему, где это стыдно, мы лишаем и себя, и других возможности погреться в тепле близких. Иногда к нам приходят навовремя, иногда нет ресурса, чтобы поддержать - и это повод заявить об этом прямо, отказ не делает вас плохим человеком. Близость возникает в тех отношениях, где вы предъявляете себя настоящим и встречаетесь с настоящим Другим" без отрицания и стыжения. Мы все воспитаны по токсичным законам общества, и такой открытости и близости нам приходится учиться. Это несправедливо, но иной жизни у нас не будет, и имея дело со своим несовершенством, мы можем быть лояльнее к несовершенствам других.
Самое же главное в этой теме для меня вот что: люди правда опасаются, что своими жалобами оттолкнут людей, и часто на знают, как реагировать, если ресурса нет, но при этом важно сохранить отношения. При этом каждый и каждая из нас бывали по обе стороны баррикад - и для меня это говорит о том, что часто люди дорожат отношениями и отношением к себе, но им сложно выбрать подходящую для коммуникации форму.
Позже расскажу о том, как можно реагировать на жалобы, какие слова выбрать. А ещё о том, как собственно жаловаться