Смотрела сегодня "Вольт", размышляла о чувстве беспомощности.
По моим наблюдениям - это то чувство, которое интереснее всего маскируется, и от этого с ним так сложно встретиться. Признаться в своей беспомощности значит признать, что я не могу влиять на ситуацию, что ситуация не имеет решения, либо мой способ решения не подходит.
Помните, как было в мультфильме? Вольт считал себя суперпсом, и всё время пытался приметь свою суперсилу в реальной жизни. Понятно, что суперсилы у него не было, но пёс продолжал биться, калеча себя и рискуя жизнью - своей и своих друзей. Вольт всеми силами игнорировал свою беспомощность, не встречался с реальностью.
Самое сложное - это остаться в точке своей беспомощности. Не проскакивать её, не уходить в действие. Действие здесь всегда будет местом, куда я убегаю и делаю вид, что всё в порядке. Так я могу продолжать бесконечно и набивать себе шишки.
Беспомощность - одно из непростых чувств. Зачастую оно погружает в детство, а там - океаны невыплаканных слёз, тоски и одиночества, мучительный опыт недостатка в близости и поддержки... Но если соприкоснуться со всем этим, это даёт бесконечный ресурс. В чём он?
Чувство беспомощности - та точка, где я останавливаюсь и оглядываюсь по сторонам. Точка, где я могу встретиться с реальностью - и действовать, исходя из реальных обстоятельств, а не иллюзорных мечт.
И здесь - место обретения огромной силы.
Например, я могу всю жизнь добиваться маминого принятия и одобрения. Или признать однажды, что мама никогда не станет такой, как мне хочется. Осознать, что мне уже не пять лет, и моё благополучие больше не зависит от одобрения мамы, принятие и одобрение я могу получать и от других людей. Да хоть бы от психотерапевта!
Могу оставаться в браке с человеком, который обходится со мной жестоко, и верить, что однажды сумею его изменить. Или осознать, что не могу изменить другого человека, и если сам он меняться не хочет, то разорвать эти токсичные отношения.
Могу годами игнорировать свою зависимость, и утверждать, что могу завязать в любой момент. Или встретиться с пониманием, что с зависимостью справиться не удаётся. И тогда, чтобы освободиться от неё - обратиться за помощью.
Или, как герой нашего мультфильма - увидеть свои ограничения и справляться со сложностями теми силами, которые есть в действительности. История Вольта для меня - это история взросления, зрелости. И из неё можно вытянуть ещё немало метафор.
По моим наблюдениям - это то чувство, которое интереснее всего маскируется, и от этого с ним так сложно встретиться. Признаться в своей беспомощности значит признать, что я не могу влиять на ситуацию, что ситуация не имеет решения, либо мой способ решения не подходит.
Помните, как было в мультфильме? Вольт считал себя суперпсом, и всё время пытался приметь свою суперсилу в реальной жизни. Понятно, что суперсилы у него не было, но пёс продолжал биться, калеча себя и рискуя жизнью - своей и своих друзей. Вольт всеми силами игнорировал свою беспомощность, не встречался с реальностью.
Самое сложное - это остаться в точке своей беспомощности. Не проскакивать её, не уходить в действие. Действие здесь всегда будет местом, куда я убегаю и делаю вид, что всё в порядке. Так я могу продолжать бесконечно и набивать себе шишки.
Беспомощность - одно из непростых чувств. Зачастую оно погружает в детство, а там - океаны невыплаканных слёз, тоски и одиночества, мучительный опыт недостатка в близости и поддержки... Но если соприкоснуться со всем этим, это даёт бесконечный ресурс. В чём он?
Чувство беспомощности - та точка, где я останавливаюсь и оглядываюсь по сторонам. Точка, где я могу встретиться с реальностью - и действовать, исходя из реальных обстоятельств, а не иллюзорных мечт.
И здесь - место обретения огромной силы.
Например, я могу всю жизнь добиваться маминого принятия и одобрения. Или признать однажды, что мама никогда не станет такой, как мне хочется. Осознать, что мне уже не пять лет, и моё благополучие больше не зависит от одобрения мамы, принятие и одобрение я могу получать и от других людей. Да хоть бы от психотерапевта!
Могу оставаться в браке с человеком, который обходится со мной жестоко, и верить, что однажды сумею его изменить. Или осознать, что не могу изменить другого человека, и если сам он меняться не хочет, то разорвать эти токсичные отношения.
Могу годами игнорировать свою зависимость, и утверждать, что могу завязать в любой момент. Или встретиться с пониманием, что с зависимостью справиться не удаётся. И тогда, чтобы освободиться от неё - обратиться за помощью.
Или, как герой нашего мультфильма - увидеть свои ограничения и справляться со сложностями теми силами, которые есть в действительности. История Вольта для меня - это история взросления, зрелости. И из неё можно вытянуть ещё немало метафор.
А вы видели мультфильм "Головоломка"?)
Да, именно, так это и работает! Встречаясь с чужой беспомощностью, мы прикасаемся к своей. И знаешь, что мы начинаем делать, чтобы выскочить из нее? Чаще всего - давать советы)) ну, по логике тут все ок - человеку плохо, он пришел за помощью, хочется ссразу предложить десять тысяч вариантов решения проблемы. Вот только скорее всего человек не за этим пришел, и своими советами мы обесцениваем его чувства здесь и сейчас, игнорируем их и выскакиваем из собственных чувств - и в этой точке наш контакт с собой и с другим человеком тоже прерывается.
Хорошая новость в том, что это нормально)) это защита психики от того, чтобы сталкиваться с невыносимой беспомощностью. Потому что вообще-то встречаться с ней без специальной поддержки очень непросто, можно влететь в травму. Так что такой вылет - это защита организма о себе)
Ох, "Головоломка" совершенно волшебный мульт, идеальный мульт про эмоции, про формирование депрессии и про взросление) там так много всего) я хотела что-то написать, но даже не собралась с духом)
Понравился тоже?
советы - да, наверное) но тот случай, о котором я вспомнила, когда прочитала твою запись, произошел, когда я консультацию вела, поэтому вместо советов там были действия. И я сейчас понимаю, что, хотя я и дала пространство, чтобы побыть в этом, я через какое-то время начала что-то делать. У меня, конечно, была важная цель - вывести из беспомощности и того, что она с собой принесла, потому что вывести по внешним причинам было надо, но вот эти мои действия отчасти тоже диктовались беспомощностью, только уже моей - беспомощностью неопытного психолога)
Углубляться хочется, но не буду, поскольку я пока не очень понимаю, как быть этичным, но при этом иметь возможность поделиться важным. А ты как решаешь для себя вопрос этичности?
"Головоломка" очень понравилась) я тоже собиралась написать, но пока так и не собралась. Возможно, когда пересмотрю снова, решусь. Из внешних моментов, которые показались мне при первом просмотре интересными - у девочки-главной героини персонажи-эмоции разного пола, у ее мамы - только женщины, у папы - только мужчины)
беспомощностью неопытного психолога)
Как откликается) Знаешь, для меня беспомощность неопытного психолога от беспомощности опытного психолога отличается только тем, что последний чаще всего удерживает себя от того, чтобы как-то вмешаться, что-то сделать. Хотя беспомощность та же, чёрт побери, такая же непростая.
А ты как решаешь для себя вопрос этичности?
Ну, например, я могу говорить о своих чувствах. И это будет рассказ не про человека, а про мои переживания, про мою историю.
А вообще, если что-то рвётся, то к супевизору или на интервизорскую группу. Когда опыта не очень много, рвётся часто, часто хочется делиться чем-то, и есть смысл делать это в сообществе коллег.
Из внешних моментов, которые показались мне при первом просмотре интересными - у девочки-главной героини персонажи-эмоции разного пола, у ее мамы - только женщины, у папы - только мужчины)
Забавно, что я вот это не заметила, мне на этот момент указали) есть идеи на этот счёт?
отчасти про гендерную пластичность, мне кажется. Сам образ девочки выглядит довольно нетипично по сравнению с другими героинями мультфильмов. А так наверняка есть что-то еще, но сейчас в голову ничего не приходит... А ты как видишь?
И твоя мысль тоже похожа на правду. Можно даже говорить, что социальные гендерные нормы родителей девочки более жёсткие (другое поколение), а у нового поколения более гибкие)