Возвращаясь к пресловутым яблокам...
Когда у меня есть яблоки, здорово, если они кому-то нравятся. И печально, если они кому-то не нравятся.
Если я беру свои яблоки и запихиваю их кому-то в рот, это называется насилие. Даже если я считаю (или даже знаю), что эти яблоки ему очень полезны.
Вообще-то для человека агрессия - это нормальная реакция на насилие. Агрессия - это импульс, который дает ресурс на то, чтобы отстоять свои границы.
Если я считаю, что забочусь о ком-то, и этот человек на меня злиться, это хорошее место, чтобы уточнить, что ему не так. Изменить свои действия. Или вообще уйти. Если я игнорирую обратную связь от другого, то я удовлетворяю свои потребности. Если я удовлетворяю свои потребности без согласия другого, то я совершаю насилие. Всё просто.
Поэтому агрессия - такой хороший сигнал оглядеться и поискать - что мне здесь и сейчас не подходит. Тогда можно выяснить для себя, когда забота нужна, а когда она навязана и можно от неё отказаться.
Вот только в нашей культуре есть такая чудесная установка - за заботу нужно быть благодарной, а если нет, то ты скотина неблагодарная, и нужно испытывать чувство вины. Ведь родные-близкие стараются, силы прикладывают, жертвуют ещё вовсю собой. И вся эта вереница агрессия-вина слепляются в кучу. Или вина становится до того интенсивной, что собой всё перекрывает. И тогда в последовательности возникает путаница, логическая ошибка: кто-то делает нечто, что мне не подходит, а у меня либо какие-то неясные чувства, либо мучительное чувство вины. И тогда, конечно, никакого импульса, никакой возможности себя защитить.
Мало пропустить через голову одну эту схему, чтобы научиться защищать свои границы. Важно в первую очередь прожить её внутри себя - соприкоснуться с чувствами, разлепить их и найти причины. Прожить злость - и выплюнуть все яблоки-установки, которыми напичкали нас когда-то, навешивая на злость вину.
А злиться бывает очень страшно на самом деле. И стыдно. Здесь нужно получить очень много поддержки для себя-злящейся - получить своего рода право на злость, легализовать её для себя. И такая внутренняя работа, она идёт, конечно, не через голову, а через душу. Но голова - то есть понимание и осознавание - может быть хорошей поддержкой в этом процессе.
заботиться обязан всю жизнь и будешь виноват, если вовремя не позаботился.
Думала, понятно, что я слово "душа" использую скорее для понимания и красного словца. Это про чувственную жизнь личности.
заботиться обязан всю жизнь и будешь виноват, если вовремя не позаботился.
Звучит даже жутко. Близко к виктим-блейминг - обвинению-травле жертвы.
Понимаю, пример реальный и на деле может быть глубже, чем я пишу/цитирую, но тем не менее ситуация выглядит совершенным абсурдом.
Его 50% ответственности - он не говорил о том, что ему оказывается твои яблоки не нужны.
Твои 50% - тут я буду фантазировать, тк не знаю, как оно было на самом деле - например, в том, что ты не замечаешь (или не можешь заметить в силу каких-то причин), что яблоки тот человек принимает без энтузиазма и т.д. Подчеркну ещё раз, что это лишь фантазия.
Но я не могу рассуждать таким образом про себя и тем более анализировать ситуацию разумно.
Его 50% ответственности - он не говорил о том, что ему оказывается твои яблоки не нужны.
Как вообще можно донести до людей это? Это же нереально. Сколько я видел людей, ведущих себя таким образом и не берущих ответственность. "Ты сам мог догадаться", "Я же не говорила да" и тд. И конечно же "Мне это вообще не нравилось никогда". Где заканчивается эмпатия и начинается чтение мыслей? Невозможно доверять людям.
Мне кажется, ты в слово "эмпатия" вкладываешь какой-то свой смысл.
Эмпатия - сопереживание. Вовсе не чувствование того, что чувствует другой человек. Скорее, эмпатия - это когда я представляю себя на месте другого человека, испытываю чувства, и потом мысленно присваиваю эти чувства ему. Хотя что он там на самом деле чувствует, я узнать не могу до тех пор, пока он мне об этом не расскажет.
Сколько я видел людей, ведущих себя таким образом и не берущих ответственность.
Да, наша культура располагает к тому, чтобы перекладывать ответственность за свои чувства и происходящее на других. И я твердо уверена, что общаться или не общаться с этими людьми - это вопрос тоже выбора и ответственности каждого.
Невозможно доверять людям.
Это звучит очень грустно.
У права на злость предела не может быть. А вот у права на выражение злости - есть. Чувствуешь отличие? (Не против, что я сразу на ты?)
В остальном соглашусь.
Можно испытывать бешенство, но при этом делать выбор о том, как выразить это бешенство. Ну, и разъединять прошлую ситуацию и нынешнюю реальность. Если в нынешней ситуации меня обозвали в метро, а я вспомнила эпизод насилия и вломила человеку с ноги, то моя реакция явно чрезмерна. И действительно не адекватна реальности. Тогда последствия - моя ответственность, конечно.
Мои отношения с психологией равноценны сексу не по любви, но надеюсь, что нам будет интересно общаться.
Да, знаю о различии. То что вы заметили, было личной девиацией. Забавно.)
Можно испытывать бешенство, но при этом делать выбор о том, как выразить это бешенство. Ну, и разъединять прошлую ситуацию и нынешнюю реальность. Если в нынешней ситуации меня обозвали в метро, а я вспомнила эпизод насилия и вломила человеку с ноги, то моя реакция явно чрезмерна. И действительно не адекватна реальности. Тогда последствия - моя ответственность, конечно. - будем считать что коммент об этом.
Рада, что мы об одном и том же)
Мои отношения с психологией равноценны сексу не по любви
Психология без любви?)
Нууу...любовь и психология -два обоюдоострых орудия, которыми можно творить или вытворять.
с родными это грозит адской размолвкой
а если выпленуть, пока никто не видит - посчитается ли это компромиссом?
Или давиться ненужными яблоками и причинять боль себе. Правда, тогда это "кормление яблоками" со стороны близких становится таким своего рода насилием... Справшивается тогда - кому такая забота нужна?
А боль... Можно ведь яблоки не выплевывать, а вежливо от них отказаться о объяснить, почему. Или сказать - знаешь, мне очень ценно, что ты хочешь меня угостить яблоками, но мне хотелось бы груш, у тебя они есть?
Границы здесь можно очень по-разному обозначать - так, чтобы не причинять боль без необходимости.
а если выпленуть, пока никто не видит - посчитается ли это компромиссом?
Компромиссом с собой - конечно) Вообще нормальный такой способ снять напряжение.
Но на мой взгляд здесь есть грань - если меня выводит шеф на работе, и я вечером каждый день иду бить грушу... Или я однажды понимаю, что такая работа мне не нужна, высказываю свое недовольство, увольняюсь, и нахожу место, где меня будут уважать.
Всегда очень много вариантов. На мой взгляд важно различать ситуации, когда реально нет выхода, и когда кажется, что нет выхода.) И брать ответственность там, где я вижу выход, но выбираю оставаться в ситуации - например, есть проклятые яблоки, а потом выходить из кухни и сплевывать их, потому что очень сложно оказать маме.
отличный ответ
, потому что очень сложно оказать маме.
папе
последний местный дневниковый психолог в похожей ситуации написала мне, что я сейчас не на приёме и денег ей не плачу, а посему отвечать мне она не обязана
Да, и со мной можно на "ты")
ну, не знаю даже, как это описать. вернула ее негативчик с горкой. горкой-джомолунгмой))))
никто и не говорит, что должна же)) ну ты хоть предупреди, что такая цаца, или там коменты зарой.
но это все фигня. улыбнуло же, что в дневе такая вся мимимишная, а тут ба-бах!
ну если у неё просто настр не задался, то в шею таких сапожников без сапог ))
идеализирую, да? ))