Осознание конечности своего бытия часто пугающее, иногда парализующее. Но, если пойти в глубину этого страха, в нем столько энергии, что хватит ещё на целую интересную жизнь. Мне сейчас сложно самой поверить, но я вдруг стала замечать особый вкус жизни. Краски вокруг меня расцвели, маленькие события стали ощущаться большими. Я стала куда более чувствительной. А ещё в моей голове стал все чаще всплывать простой вопрос: что важно?Отвечая на этот вопрос, я стала отсекать лишнее. Все больше, больше и больше. Со слезами на глазах отказывалась от больших планов и мечт, стала создавать в своей жизни то, чего мне не хватало последние года - пустоту. Именно в этой пустоте я обрела ценные мелочи, о которых как будто бы только мечтала - тихонько стала рисовать, расчехлила гитару, стала изучать швейные дела.
Стала спрашивать себя все чаще - что важно? Что важно?.. И вместе с этими вопросами и тысячей других я заметила, как отступает страх смерти. Как смерть становится вдруг скорее близкой подругой, добавляющей жизни специй. Как она начинает больше интриговать, меньше пугать.
И вдруг я раскрыла для себя, как много темы смерти вокруг меня. Как многих сама я потеряла. Как мои нынешние отношения когда-то давно выросли из написанной истории про смерть. Я заметила, что моего тренера в группе по обучению гештальт-терапии зовут Аида - какое-то сакральное для меня совпадение. Я осознала вдруг, что неспроста так тянусь к работе с ребятами ВИЧ+ - испытываю большую близость с теми, кто стоял перед осознанием своей смертности.
Сейчас мне очень ценно сопровождать в терапии людей, которые сами встретились со страхом смерти или осознанием своей смертности. Эта встреча всегда происходит тет-а-тет, для каждого она уникальна, а поиск неизбежно приходится совершать самому. Вот только теплее и проще, если кто-то есть рядом. Я благодарна своему терапевту за то, каким терпеливым, теплым и внимательным он был ко мне в моменты моего парализующего ужаса и отчаянья. Его неторопливость и чуткость позволили мне идти в глубину, его уважение позволяло мне выбрать свой путь, а не искать чужие маяки. И я с теплом и добрым любопытством слежу за теми дорогами, которые выбирают мои клиенты - в такие моменты мне кажется, что происходит нечто удивительное и ценное. Чье-то движение чувств и мой живой отклик - это один из моих ответов на тот особый вопрос "что важно?". А ещё важно - задавать его себе ежедневно.
Осмыслить целиком сразу не получилось, пока обдумываю по кусочкам. Много интересного начинаю видеть...
Отдельное спасибо - за вопрос "что важно?" Он глубже, чем вопрос "что меня сегодня сделает счастливым?", который задают себе французы. Потому что охватывает гораздо большую часть жизни (хотя и тот вопрос мне в свое время помог, просто на нем одном выехать к гармонии с собой не получится).