Уже постила на канале, хочу здесь повторить. Медиум сделал отличную статью "17 вещей, которые нужно знать о суицидальных мыслях (перевод BuzzFeed)
Если тема касается вас или ваших близких, почитайте.
Ну, и от себя хочу добавить про суицидальные мысли.
Это словосочетание может пугать, может пугать даже психологов, не говоря уже о близких или друзьях людей, кто жаловался им на суицидальные мысли. Порой сам человек, поймав себя на суицидальных мыслях, может испугаться. Однако, если поразбираться, они не так уж страшны, как их малюют (как бы странно это не звучало). Скажу об этом пару слов.
1) Суицидальные мысли НЕ РАВНЫ суицидальным намерениям или планам. Есть разница между "я хочу умереть" и "я собираюсь сделать то-то и то-то такого-то числа".
2) "Я хочу умереть" описывает эмоциональное состояние.
3) Любым суицидальным мыслям предшествует какое-то эмоциональное состояние. И ему важно давать название. Например: "мои эмоции настолько невыносимы, что я хочу умереть".
4) Я считаю важным "разворачивать" суицидальные мысли и переводить их на язык состояний. Так становится понятно переживание человека.
5) В моей практике чаще всего состояние, за которым следуют суицидальные мысли, можно описать примерно такими формулировками:
- мои эмоции невыносимы, поэтому я хочу умереть;
- ничего не изменится, я испытываю отчаяние, поэтому я хочу умереть;
- я очень устал(-а), хочу просто остановить это, поэтому хочу умереть;
Парадокс в том, что в этих посланиях чаще бывает не желание смерти, а нежелание _такой_вот_ жизни. Это другое.
6) Вербализация внутреннего состояние уже может снижать накал эмоций. Когда для состояния есть название, я становлюсь больше чем мое переживание (не оно захватывает меня, а я наблюдаю за ним - я обретаю свою субъектность).
7) Вербализация также позволяет обнаружить фокус внутренней боли. Тогда появляется пространство для ее исследования. Здесь могут появляться разные вопросы: Что именно делает данную эмоцию такой невыносимой? Или: Как мне удается выносить другие эмоции и почему именно эта так тяжела? Или: Как ко мне приходит отчаяние, что для меня невозможно? Правда ли это невозможно на 100%?.. И т.д.
8) Когда мы переводим суицидальные мысли на язык, доступный для понимания, появляется пространство для осмысления того, как устроена душевная боль, а значит, можно поискать ресурсы для освобождения от страдания. То есть появляется надежда.
9) Увы, освобождение от боли - это не всегда про избавление от причин. Иногда освобождение приходит вслед за возможностью эту боль проживать.
10) Я сейчас повторяюсь, но... Мне кажется супер важной практика, когда человек учится переформулировать свои суицидальные мысли в описание состояний. Иногда это даёт удивительный эффект, когда "ужасность" мысли снижается на несколько пунктов. Например состояние "я хочу умереть" при детальном рассмотрении оказывается "я сейчас очень устал и мне не хватает внимания или заботы" или "у меня сейчас непростые времена, и я хотел бы, чтобы они скорее прошли", или "мне очень тяжело это выдерживать сейчас, я бы хотел срочно изменить свое состояние".
11) Конечно, такое осмысление не бывает быстрым. И бывает очень тяжело переключиться в остром состоянии. Но на самом деле такое переформулирование - это навык, и как любому другому навыку ему можно научиться. Более тому, учиться ему нужно именно пока состояние выносимое, а не захватывает. Как я говорю "учиться плавать в бассейне в лягушатнике, а не в шторм".
12) И самое главное - переформулирование позволяет обнаружить потребность, то есть в чем конкретно человек сейчас нуждается. А с какой-то потребностью уже можно работать - искать способы её удовлетворить или горевать невозможность сейчас её удовлетворить.
Согласна.